Інформаційний енергетичний портал

www.energyworld.com.ua



 

 

 

 

 

 

курс валют:

finance.com.ua

finance.com.ua


наші
партнери:


цікаве:

Украина криминальная

 

 

ви наш

Hit Counter

відвідувач

ІНВЕСТИЦІЙНІ ПРОЕКТИ

 Правительство Украины намерено расторгнуть контракт с оффшорной компанией ESI Епgineering & Cоnstruction, которая не выполнила обязательства по завершению строительства ОАА "Днестровская ГАЭС". Поскольку договор на управление станцией еще не истек, Фонду госимущества, возможно, придется действовать через Лондонский третейский суд. При этом главным нерешенным вопросом остается дальнейшая судьба достройки ГАЭС .

Дина ПАРХОМЧУК (Газета "зеркало недели")

По мнению руководства Днестровской ГАЭС, при ежегодном финансировании в сумме 100 млн. грн. завершить строительство станции реально в течение пяти лет



Среди стратегически важных «незавершенок" в Украине Днестровская ГАЭС является, пожалуй, одной из самых значимых для экономики страны. В рабочем ее состоянии станция способна покрывать 25-30% переменной части графика нагрузки энергосистемы. Поскольку в Украине существует недостаток регулирующих мощностей - электростанций, которые могут резко увеличить производство электроэнергии во время максимального потребления в вечерние и утренние часы - значение станции трудно переоценить. Кроме этого, работая, станция могла бы решить проблему водоснабжения Приднестровья. Но несмотря на все многообразие функций станции и значение для энергосистемы Украины, история ее строительства представляет собой цепь неудач, которые тянутся уже десять лет.
Проект строительства станции, разработанный институтом "Укргидропроект» еще в 1984 году, был грандиозным. 3адумывалась ГАЭС как самая крупная станция в Европе по мощности и масштабам. Но если до 1992 года финансирование проекта осуществлялось бесперебойно, то с распадом Союза оно практически прекратилось. На тот период Днестровская ГАЭС была сооружена примерно на 30-40%.
Отсутствие у государства средств на заре украинской независимости сделало достройку станции невозможной. Полное замораживание проекта также требовало вложения значительных денежных средств. По мнению специалистов, полумеры в этом направлении, как и нынешняя ситуация без действий, могут привести к масштабной экологической катастрофе. Так, на сегодняшний день существует реальная угроза оползней склонов Днестра, изрытых в связи со строительством станции. Поэтому завершение строительства ДнестровскойГАЭС необходимо сточки зрения обеспечения стабильной работы энергосистемы в будущем, так и для предупреждения негативных экологических последствий.


Поиски финансов
В 1998 году проектом заинтересовались представители Всемирного банка. По их расчетам для сооружения первого пускового комплекса ГАЭС требовалось $480 млн. Всемирный банк был готов профинансировать строительство на 60% от необходимой суммы. Еще 20% согласились выделить представители Гер' мании. Оставшуюся сумму, а это около $100 млн., должно было предоставить Украинское правительство. Однако именно эта часть средств так и не была выделена, что, в конечном итоге, привело к замораживанию проекта со стороны Всемирного банка.
Вместе с тем, государство не забывало о проблемах строящейся ГАЭС. Так, в 1999 году Президент Украины Леонид Кучма побывал на станции, после чего распорядился увеличить финансирование ее строительства. А после визита на станцию бывшего премьер-министра Валерия Пустовойтенко вышло постановление Кабмина, утверждающее механизм финансирования достройки станции. Согласно постановлению, средства на достройку ГАЭС аккумулировались за счет надбавки в размере 1 коп/кВт.ч к тарифу на электроэнергию, произведенную Днестровской и Днепровской гидроэлектростанциями. Эти средства не включались в налогооблагаемую прибыль. Теоретически, согласно разработанному механизму, на достройку ГАЭС должно было поступать около 100 млн. грн. ежегодно. Однако реальное поступление средств оказалось значительно ниже. Хотя с 1999 года этот источник финансирования строительства станции оставался единственны.

Надежды не оправдались
Возможность решения проблем ГАЭС появилась с проявлением интереса иностранных инвесторов, готовых взять на Себя финансирование достройки станции. В целях привлечения стратегических партнеров по распоряжению В. Пустовойтенко на базе станции было создано акционерное общество. В уставный фонд компании ФГИУ внес объекты незавершенного строительства ГАЭС на сумму 410 млн. грн. (82% УФ). В конце 1999 года Фонд госимущвства провел конкурс на право управления госпакетом акций Днестровской станции. Победителем была признана оффшорная компаний с Багамских островов ЕSI, занимающаяся строительством и эксплуатацией электростанций. Компания планировала на протяжении пяти лет инвестировать в достройку Днесnровской ГАЭС $480 млн. Этих средств было достаточно для завершения строительства пускового комплекса станции, состоящего из трех агрегатов мощностью по 350 Мвт каждый. Соглашение о передаче пакета в управление было подписано на 5 лет с возможной пролонгацией на 10 лет. Почему право управления ГАЭС было передано именно этой компании и вообще были ли другие претенденты, сегодня никто не вспоминает. Возможно, щедрые обещания ESI и желание государства быстрее достроить станцию сыграли ключевую роль.
Первые $11,7 млн. ESI должна была внести уже во втором квартале 2001 года. В целом за 2001 год предполагалось поступление средств в размере $37,7 млн. Обязательства со стороны инвестора предполагали также вложение $1 млн. ежегодно для Восстановления производственной инфраструктуры города Новоднестровска, расположенного вблизи строящейся станции. 
Надежды на финансирование со стороны иностранного инвестора окончательно развеялись в августе прошлого года, после заседания наблюдательного совета ОАО "Днестровская ГАЭС". На нем инвестор проинформировал, что на юридическое сопровождение проекта, создание организационных структур и командировки представителей компании им потрачено $ 7,5 млн. (вместо 3 млн., предусмотренных укрупненными расценками сметы затрат). Что касалось дальнейшего участия в реализации проекта, то компания ESI попросила дополнительно еще один месяц на подготовку новых предложений относительно финансирования. 
Однако Минтопэнерго и Фонд госимущества решили, расторгнуть договор с компанией в случае отсутствия реальных поступлений средств от инвестора в сжатый срок. По словам и.о. председателя Фонда Михаила Чечетова иностранная компания не начала финансирование, поскольку не смогла привлечь кредиты зарубежных банков. В настоящее время ФГИУ ведет работу по расторжению договора с американской компанией. Согласно его условиям, все спорные вопросы между ESI и ФГИУ может рассматривать только Лондонский третейский суд. В случае если Фонд не сможет заключить с ESI мировое соглашение о возвращении пакета акций Украине, Украинской стороне придется внести залог $0,1 МЛН. для рассмотрения дела в суде. 
Помимо проблем, которые могут возникнуть в ходе возвращения пакета, открытым остается главный вопрос: что с "долгостроем» делать дальше? Сам ФГИУ, как, в принципе, и Минтопэнерго, финансировать достройку не могут. В министерстве высказали мнение о целесообразности проведения экспертной оценки этого объекта с последующей его продажей как объекта, незавершенного строительства за незначительную сумму, но под обязательства достройки. 
Официальная же версия дальнейшей судьбы Днестровской ГАЭС была высказана заместителем начальника департамента стратегической политики и перспективного развития, в ТЭК Министерства, топлива и энергетики Николаем Борисовым, который заявил, что сейчас проводятся переговоры с Европейским банком реконструкции и развития и со Всемирным банком 
о возможном финансировании достройки Днестровской ГАЭС.
В любом случае, источники финансирования строительства станции придется искать заново. Ведь по сути с января 2002 года закончилось действие постановления Кабмина о целевой надбавке на тариф на вырабатываемую Днепровской и Днестровской гидроэлектростанциями электроэнергию. Сегодня готовится новое постановление, которое должно утвердить схему выделения средств для достройки ГАЭС. Речь идет о сумме около 140 млн. грн. в год. Вместе с тем, руководство компании уверено, что даже при минимальном финансировании проекта по крайней мере, в объеме 100 млн. в год, строительство первого пускового комплекса может быть полностью завершено в течение ближайших пяти лет.

 

 

© 2001 ТОВ Укренерго.